«На пороге преобразований»
Уважаемые родители!
С 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт – это общественный договор, учитывающий социальный запрос семьи, общества и государства. Он призван обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жёстких требований к детям.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
Он написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей, социальных партнёров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
*повышение социального статуса дошкольного образования;
*обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
*обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования;
*сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1.Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования.
2.Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Какие требования устанавливает стандарт к структуре Программы?
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления и образования детей (образовательные области):
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).
Какие условия должны быть созданы в ДО для реализации Программы?
Для реализации Программы необходимо создание кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а также создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Какие требования устанавливает стандарт к результатам освоения Программы?
Требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам относятся следующие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
*инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;
*способность выбирать себе род занятий;
*уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим;
*обладание чувством собственного достоинства;
*взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
*проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
*подчинение разным правилам и социальным нормам;
*проявление творческих способностей;
*способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
*способность к волевым усилиям;
*проявление любознательности;
*склонность к наблюдению, экспериментированию;
*способность к принятию собственных решений.
Целевые ориентиры не представляют собой оценку достижений ребёнка в жёстких рамках: знания, умения и навыки. Важно, чтобы у ребёнка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
*Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
*Новый документ во главу угла ставит индивидуальный подход к ребёнку через игру. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие. Необходимо отметить, что каждому виду деятельности соответствуют определённые формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
*
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Стандарт акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, которые должны быть партнёрами в общем деле: это участие в реализации программы, создание условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, не быть просто сторонними наблюдателями.